Рубин В. «Было бы желание…» // «Красная Заря», 1990, 25 янв.
Было бы желание… (cубъективные заметки).
Субъективность заметок – в самом их жанре. А название – лишнее тому подтверждение. Уважаемый читатель может легко в этом убедиться, освежив в памяти публикацию на эту же тему («Одного желания мало…», «Красная Заря», № 84, 1989 г.).
Но почему именно заметки? Почему не отчет с заседания весьма представительной комиссии, на котором присутствовали зам. генерального директора тт. Розов и Путрин, председатели профкома (прежний и нынешний) тт. Дербин и Касаткин, председатели СТК Объединения и института тт. Шарапов и Аршанский, помощник генерального директора тов. Зверев, другие товарищи? Да потому, что без эмоций вести разговор о деятельности реабилитационно-оздоровительного Центра здоровья в нашем Объединении трудно, если не невозможно, поскольку вокруг лечения больных по методу электротерапии, предложенному В.Рагелем и осуществляемому в рамках этого Центра, достаточно много кривотолков.
Сразу выведу, что называется, за скобки вопрос о признании этого оригинального метода. Приоритетность его зафиксирована, но вот авторского свидетельства В.Рагелю никак не удается получить – за отсутствием «положительного эффекта». То есть эффект, конечно, есть, но он не отражен в соответствующих документах.
Я как-то уже сообщал, что метод электротерапии В.Рагеля заслушивали на клиническом совете Главного управления здравоохранения Ленинграда. Тогда высокие чиновники ГУЗЛа расписались в собственной, мягко говоря, неорганизованности и неготовности принять решение, за коими весьма прозрачно проступало откровенное нежелание признать метод и дать «добро» на внедрение его в широкую практику. С того времени утекло много воды. Сменилось руководство ГУЗЛа. Лед, кажется, тронулся… Но только на первый взгляд. В.Рагелю предложили провести новый тур экспериментов – на хорошей лабораторной базе. Не смог, однако, бросить Вольдемар Доминикович начатое им на «Красной Заре» (радиоэлектронная промышленность) дело. Не смог отказать многочисленным больным остеохондрозами, артритами, артрозами вновь ощутить «вкус к жизни» (как писала в книге отзывов одна из пациенток Центра здоровья).
Что многочисленным – факт. Только за минувший год через руки В.Рагеля и его верного сподвижника, доктора В.Юдина, прошло более ста больных.
Каковы результаты лечения? И каковы перспективы? Ответ на эти вопросы и должна была дать названная выше комиссия. Иными словами, зажечь зеленый или красный свет на пути упомянутого Центра.
Опущу прозвучавшие на заседании подробности технического характера. Нынешним и будущим пациентам Центра они, по всей вероятности, известны, а здоровым – зачем?
Главное – значительное большинство прошедших лечение чувствует себя лучше. Лишь в редких случаях метод не возымел действия ввиду токоневосприимчивости человека. По заявлениям самого автора, метод перспективен настолько, что с его помощью можно подобраться и к онкологическим заболеваниям, и к проблемам иммунодефицита… Но давайте оставим это на «потом». Разберемся лучше с тем, что есть.
А есть помещение в 40 кв. метров на стадионе «Красной Зари», 3-4 действующих кабинки с пропускной способность 35-40 человек в день. Энтузиасты метода «замахиваются» на «производственные» площади до 400-кв. м, с комнатами для тренажеров, занятий оздоровительной лечебной гимнастикой, с инженерно-технической лабораторией, кладовой, санитарной и комнатой для осмотра больных, холлом для отдыха, гардеробом, с пропускной способностью 250-300 больных в день. С тем, чтобы, как пояснил В.Рагель, выйти в конечном итоге на самоокупаемость и даже прибыль, принимая не только «своих», но и больных «со стороны». Пока же все это воспринимается не иначе как «прожекты». Особенно в условиях довольно натянутых отношений, существующих (и это не скрывается обеими сторонами) между «группой Рагеля» и МСЧ № 26 объединения «Красной Зари». Прошлогодние призывы «жить дружно», увы, ни к чему не привели. Главврач медсанчасти № 26 И.Мартемьянова, судя по всему, придерживалась позиции: богу – богово, кесарю – кесарево. Что в переводе означает примерно следующее: мы вам не помощники, выпутывайтесь сами, как знаете. Между тем в Центре нет элементарного – бинтов, нет невропатолога, нет возможности давать больным направления на обследование и проведение биохимических анализов (В.Рагель ведь «не признан»!).
Вступать в дискуссию не собираюсь – пусть спорят специалисты, потрясая историями болезней. С чем не приходится спорить, так это с тем, что в санчасти не хватает современного оборудования. Согласен. Не хватает «мощностей» для обслуживания сотрудников научных подразделений, – опять согласен. Плохо без своей биохимической лаборатории и посему число «анализов» в день строго ограничено, – и это соответствует действительности. И вопрос с новыми помещениями для МСЧ все откладывается и откладывается.
Но вот, положа руку на сердце, оправдывают ли все эти доводы вашу Ирина Николаевна, скажем так, нейтральную реакцию на метод Рагеля? Как к нему относиться – дело, безусловно, личное. Если не замечать боли и страданий всех тех, кому только и смогла помочь (подчеркиваю – только!) электротерапия В.Рагеля. Это надо было видеть, как на совещании в ГУЗЛе в прошлом году пытались закрыть (и закрыли-таки!) обсуждение метода В.Рагеля. Люди, вылеченные им, спасенные от неподвижности, от ампутаций конечностей, те, кто и ходить недавно едва мог – все они буквально атаковали членов клинического совета ГУЗЛа, собравших свои папки и торопившихся побыстрее уйти! Ретироваться!
Как же вообще можно лечащему врачу не поинтересоваться: как там мой больной, что с ним – болезни-то из разряда тяжких, и нет (что делать!) пока универсального способа от них избавиться. Что же плохого в том, что «доморощенный» (пусть не обижается В.Рагель), найденный интуитивно, но опирающиеся на науку метод вернул к активной, полнокровной жизни десятки и сотни человек?
Разумеется, где-то врачей из МСЧ понять можно. Разрешения из ГУЗЛа на применение новой методики нет, и неизвестно, будет ли. Использовать, стало быть, нельзя – нет права. Да и отношение к этому «сложное», как признается И.Мартемьянова.
Ну как тут удержаться от эмоций? Я переживал молча, а вот остальные – выступали, делились мыслями. И критиковали – конструктивно, целенаправленно. Запомнились в этой связи выступления В.Путрина, Р.Розова, деловой подход В.Шарапова, В.Дербина.
В конце концов вопрос был поставлен ребром. Продолжать эксперимент или нет? Против – не оказалось никого. Более того, И.Мартемьянова информировала собравшихся о своем намерении включить ряд пунктов, касающихся деятельности реабилитационно-восстановительного Центра, в заключенный с больницей имени К.Маркса договор. Что ж, такой поворот событий можно только приветствовать.
Но, радуясь найденному решению, не будем забывать, что электротерапией по методу В.Рагеля далеко не исчерпываются нужды медицины на «Красной Заре»: до реализации комплексной программы «Здоровье» у нас, к сожалению, еще очень и очень далеко.
Убежден, сделать можно гораздо больше. Было бы желание.
Газета «Красная Заря», 1990, 25 янв.
Кто запретил внедрение метода?!
САММИТ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ РОССИИ
Впервые в России
ДЕНЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ И РАЦИОНАЛИЗАТОРА -2010
Москва, Россия, 26 июня 2010 г.
«Если изобретатель творит для здоровья, но не медик, а создаёт прибор и методику лечения, то пусть хоть избавит и себя, и тысячи человек от смерти, медпрофессура не признает чужака, подобно петербуржца Вольдемара Рагеля, изобретения которого спасли жизнь многим больным из разных стран, а в своей стране долго слыл «шарлатаном» и получил унизительное клиническое заключение, сфальсифицированное проф., акад. РАМН Скоромцом А.А. (кафедра нервных болезней Ленинградского мединститута им. академика И.П.Павлова). Мотивация отторжения, со стороны МЗ РФ-РАМН, основывается на том, что изобретатель «лечит неправильно», неважно, что люди довольны и выздоравливают, важно «лечить правильно». Сколько умирает народа от «правильного лечения», МЗ РФ не рекламирует, знает только Бог».
(Страница № 24).